Нравственное воспитание ребенка в семье на разных этапах жизни

воспитание детей

«Можно ли взять чужую вещь без спроса?», «Что, если сегодня притвориться больным и не пойти в школу?», «Прохожий поскользнулся – смешно ли это?». Рано или поздно эти вопросы задает себе любой ребенок.

И ответы на них будут зависеть от того, какие ценности заложены в нем: безразличие или участливость, жестокость или сострадание, лживость или честность.

С раннего детства ребенок сталкивается с запретами. Он хочет взять чужую игрушку, хочет толкнуть товарища по игре, ударить маму, потому что она выключила мультфильм, не делиться конфетами с сестрой. Но он уже хорошо знает слово «нельзя».

Но почему нельзя?

Родители – первые учителя ребенка, и запрещая что-то, нужно объяснить причину. Ведь все «можно» и «нельзя», которые идут извне, но не усвоенные самим ребенком, остаются просто словами.

На разных этапах своего развития ребенок по-разному воспринимает нравственное воспитание.

Младенец в силу ограниченности своего опыта понимает только наличие или отсутствие комфорта: для него голод, одиночество – плохо, мама обняла, накормила, согрела – хорошо. Малыш понимает только свои потребности и стремится их удовлетворить.

В 2-3 года ребенок уже учится сопереживать и чувствует вину за свои плохие поступки. Но в основном в своих действиях он опирается только на реакцию родителей.

В 3-5 лет ребенок осознает и принимает правила и нормы поведения в семье, поэтому в этот период наиболее важно показывать собственный пример детям, объяснять нравственную основу поступков: стыдно брать чужие вещи без разрешения, потому что их хозяин расстроится, нельзя тянуть кошку за хвост, потому что ей больно.

На данном этапе развития ребенок полностью доверяет опыту взрослого, старается получить одобрение своим поведением.

Ребенок младшего школьного возраста, имея некоторый жизненный опыт, начинает сомневаться, а всегда ли правы родители и другие взрослые? Он ставит под сомнение установленные правила, пытается установить свои.

Часто такое поведение обостряется, если ребенок видит, что родители делают то, что сами осуждают. Такие ситуации могут вызвать недоверие, ведь ребенок уже осознает свои права и чувствует несправедливость по отношению к себе.

В подростковом возрасте ребенок начинает отдаляться от родителей, ищет новые круги общения и может перенимать моральные установки новых друзей.

Здесь слова родителей уже не будут иметь прежней силы, более важны будут их поступки, их личный пример, а также то, какие качества уже заложены в ребенке.

Усвоение семейных ценностей – это только часть нравственного воспитания, однако именно из семьи идут истоки морали, которая становится основой жизни каждого человека.

И чем раньше будет начинаться воспитание в этом направлении, тем больше шанс, что ребенок вырастет сопереживающим, ответственным, осознанным в своих действиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир в деталях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector